В связи со своим 25-летием группа Ария провела тур юбилейных концертов. Первый из них прошел 20 ноября 2010 года! Накануне некоторые вопросы были заданы Владимиру Холстинину. Интервью проводили Александр и Виталий Куликов.
С момента появления песни «Химеры» Ваша деятельность стала более агрессивна. Что произошло?
Владимир Холстинин: Наша музыка поменялась. Стала не агрессивной, а более темпераментной. До этого мы писали песни о прошлых событиях, более философские. Сейчас же песня рождается по факту какого-либо происшествия. После трагедии в Норд-Осте, была написана песня «Патриот». Но она не была воспринята. Даже члены нашей команды ее не поняли. Все решили, что этот текст может вызвать межнациональный конфликт, и ее выпуск надо придержать на время. Хотя этот межнациональный конфликт и так уже вспыхнул! И не для кого это не секрет. И без нашей песни существует столкновение. Но никто меня не слышал. И только через полгода песня «Патриот» вышла в свет. Наверное, поэтому она получилась воинственной. Просто народ почувствовал всю глубину слов этой песни. Конечно, если сравнить с другими более философскими песнями, то «Патриот» более злой. Например, «Кровь за кровь» абстрактная песня, по сравнению с ней.
С чем связаны изменения в совокупности, тем в текстах Ваших песен?
Владимир Холстинин: Все происходит само собой! Годы идут, люди решают разные проблемы. Возникают новые тревоги. Происходят изменения, и нам приходится идти по течению и менять смысл наших песен.
Сейчас можно сказать, что ваша группа выпускает не альбом группы, а издание песен отдельных участников группы. Раньше Вы были связующим звеном, и коллектив работал слаженно, и выходили совместные работы. Теперь же каждый пишет то, что ему нравится, не пересекаясь со своими коллегами «по цеху».
Владимир Холстинин: Но со стороны, наверное, виднее. Я не знаю, как нас воспринимает публика. Как слаженный коллектив или воспринимает каждого участника в отдельности. Все познается в сравнении и все в этом мире относительно. По поводу того, что я был «директором» Арии, вряд ли. Как-то раньше я чаще давал советы, чем сейчас, многие подходили ко мне с вопросами. Сейчас такого уже нет. Все решается совместно.
В 2001 году образовался образ Жорика, что можете сказать об этом.
Владимир Холстинин: Все получилось не специально. На обложке к «Химере» наш новоиспеченный знакомый изобразил Жорика, кстати, он Жорик, потому что он все жрет, настолько он всем понравился, что мы решили утвердить этот символ. Даже фанаты додумали задумку и подарили нам плакат, на котором изображена невеста Жорика Жориха!
А почему же в последней песне нет Жорика?
Владимир Холстинин: Но мы же не можем Жорика вставлять во все песни? Придумать можно все что угодно. Но это уже будет перебор.
Небольшой отрезок времени прошел между выпуском «Химеры» и выпуском «Крещение огня». Не думаете ли Вы, что Вами были упущены какие-то моменты, и Вы допустили где-то ошибки за такой короткий период времени.
Владимир Холстинин:А все дело не во времени. Если и есть какие-то недочеты, то даже если мы потратили больше времени на написание текстов, их не избежать.
Вы считаете, что Вы впопыхах написали два альбома подряд?
Владимир Холстинин: Вы ошибаетесь, например, мои песни в альбоме «Крещение огнем» «Колизей», были придуманы еще в 2001году, когда был Кипелов. Нам не хватает духу, взять себя в руки и собраться с силами и сесть последовательно написать альбом, часть сделаем, потом откладываем все в долгий ящик. А потом оказывается, что-то музыки нет, а текст есть, то текст есть, музыки нет. Поэтому тот факт, что выпуск этих двух альбомов вышел за короткий период времени не говорит о том, что они были написано на «скоро».
Кому пришла мысль написать песню о гладиораторах?
Владимир Холстинин: До этого мы с Сашей Елиным что только не придумывали, каких только героев и персонажей мы не пытались вставить в текст песен. Но ничего не получалось. Никак не могли подобрать подходящий и нормальный вариант. И вот вышел фильм «Гладиатор», в главных ролях всем известный актер Рассел Кроу. От игры актера я был в восторге! И сразу вспыхнула в голове мысль написать именно о нем! Как только гладиатор был вписан в текст песен, все пошло как по маслу. Он отлично вошел в наше восприятие музыки на тот момент.
Как так получилось, что в самом выдающемся творении Елина «Колизей» присутствует фраза «от беды хранил тебя Господь»? Ведь это песня про Древний Рим?
Владимир Холстинин: Мы тоже хотим жить в ногу со временем, и хотели, чтоб песня получилась не устаревшей. Более современной.
А есть ли еще незаконченные песни после окончания работы над «Крещением огня»?
Владимир Холстинин: Когда мы писали тот альбом, уже было достаточно придумано текстов и музыки. Можно было выпускать полноценный альбом. Хотя остались незаконченными «Чужой» и «Мессия». Поэтому то, что осталось мы, отодвинули на потом. Ничего не останется незадействованным. Все пригодится рано или поздно. Иногда даже бывает, что песня готова, работа над ней закончена. Но не понравился какой-то нюанс и все песня отложена на будущие времена.
А из-за чего диджибучное издание «Армагедона» так и не вышло? Ведь планы на его выпуск у Вас были?
Владимир Холстинин: Мы не успели выпустить клип для диджибука к выходу альбома, да и лэйбл решил, что не продаст тираж с учётом того что многие уже успели купить обычное издание. На мой взгляд, продать тысячу подарочных изданий не составило бы труба, есть люди, много людей готовых за качество заплатить хорошие деньги. Если мне нравится исполнитель или группа не буду же я слушать их композиции через дешёвые наушники-бананы, для этого у меня дома стоит Hi-Fi система профессионального уровня, где каждый компонент был тщательно подобран, колонки расставлены под определённым углом по отношению друг к другу. С ранних лет я любил слушать качественную музыку, выкрутив ручку усилителя до упора, но при условии, что колонки не будут хрипеть и искажать звук. В такие моменты самое главное это первое впечатление и момент времени от магазина до места прослушивания, будь то квартира или машина, которая стоит за углом: подходишь, срываешь упаковку, нервно достаёшь диск, ставишь… Наслаждение как от первого свидания, когда трясутся коленки. К сожалению, эта культура уходит. Музыка перестаёт играть ту роль, какая у неё была во времена моей молодости. В то время было мало разнообразных форм искусства: фотография, музыка, кино. А сейчас существует столько смежных областей, внедряющихся друг в друга, что музыка в чистом виде мало кого интересует. Я думал, что музыка будет развиваться в направлении качества, люди будут тратить свои сбережения на Hi-Fi системы, и дожидаться выхода нового альбома своего исполнителя. А оказалось, что всех устраивает МР3-формат с наушниками-бананами в ушах, но при этом должна быть видео-картинка. Нет уже того отношения к музыке, что было раньше.
Почему Вы решили назвать альбом так неоригинально - «Армагеддон»?
Владимир Холстинин: Обычно мы называли альбом по самой, на наш взгляд, удачной мелодии в альбоме. Была мысль назвать «Последний закат», но с таким названием сразу же начались бы сравнения, что это последний альбом, что АРИЯ уходит, закат АРИИ с созвучным альбомом, и так далее. Уныло, в общем, и пессимистично. Как и в случае с «Генератором зла», ни одно название песни на альбом не тянет – ни «Кровь королей», ни «Мессия». Название «Армагеддон» долго обсуждалось и принимались во внимание такие факты, что много фильмов, много групп выпускали альбомы с одноимённым названием, да и песен не мало, но ничего лучше мы не нашли. Сделали вкладыш, где Жорик едет между прошлым и будущим. Нам казалось, что это будет символично. Сзади его настигает пламя, а впереди наш мир с закатом солнца, т.е. одно солнце заходит, а другое встаёт. Однажды группа Пинкфлоид уже использовала теорию двух солнц на земле. И Жорик находится на границе между прошлым и будущим, в том самом настоящем, где мы с вами и находимся. Мы никогда не сможем вернуть прошлое, и нас неизбежно настигнет последний закат. Мне кажется, так и будет, когда наступит конец всему живому.
Думаю Вы Ваш взгляд на будущее слишком печален.
Владимир Холстинин: Люди по своей натуре не верят в катастрофы и конец света. Люди говорят себе: "Всё нормально, всё в порядке, переживём!". Но когда остро начинают чувствовать опасность, начинают предупреждать остальных, тех, кто до сих пор не верит. Всё ведь было хорошо! Посмотрите на все прошедшие катастрофы, люди всегда наступают на одни и те же грабли, не замечая этого. Две цивилизации не смогут сосуществовать на одной территории. Всегда находится человек, который призывает нас терпимее относиться к ближнему своему. Не могут сосуществовать две разные религии за одну и ту же провинность в одной отрубают руки, а в другой ничего не делают. Как мы сможем вместе жить – я не понимаю. Понятно, что одни съедят других, сильный побеждает слабого. Здоровая доля национального самосознания могла бы исправить положение. Но это преследуется по закону ст. 282.