Восьмого апреля группа «Ария» выступила с программой «Бой продолжается» в тель-авивском «Ангаре-11». Перед концертом солист группы Артур «Беркут» Михеев дал нам интервью о цирке, любви, музыке и Иерусалимском университете.
- Артур, вы – потомок цирковой династии…
- Да, мой папа был клоуном, а мама танцевала на слонах.
- Как ваши родители отнеслись к тому, что вы решили не продолжать их династию, а заняться пением?
- Папа вообще был против моего поступления в цирковое училище, хотя я старался поступить на эстрадное отделение. Мама напротив, была недовольна моим решением.
- Удивительный случай, цирковая семья все - это же, как особая каста…
- Мои родители были исключением. И когда подошло время, выйти на пенсию, а в цирке это происходит рано, они категорически отказались продолжать работать. Они считают цирк плохой средой. Мне не известно почему, отец никогда не делился со мной, но говорил, что туда соваться не стоит, потому что это заведение порочно, связано с алкоголем и тому подобным. В общем, понесший разброд…
- Но жизнь музыканта, наверно, не сильно отличается…
- Поэтому мой отец и был против того чтобы мои занятия каким-то образом были связаны со сценой. Но вы видите, его я не послушал, а вот младший брат оправдал ожидания родителей, сейчас он заместитель шеф-повара.
- А вы любите готовить, или обращаетесь к брату?
- У меня тоже есть кулинарное образование, и я очень люблю готовить. Готовлю постоянно, и кажется, довольно не плохо.
- Даже так?
- В жизни может пригодиться все. Тем более в жизни музыканта, никогда не знаешь, что тебя ждет, и где окажешься. Я как Рембо – способен выживать в любых ситуациях, которые преподносит судьба.
- Вы родились во время гастрольного турне цирка, в Харькове, и как пошла ваша жизнь дальше – стали сыном полка или вас передали на поруки бабушек и дедушек?
- Меня родители нигде не оставляли, всюду таскали с собой. Я все свое детство, с самого раннего возраста, провел в цирке, любил торчать в слоновнике. А когда родители выступали, репетировали, их друзья играли со мной в примерке.
- А кто же вам привил любовь к музыке?
- Никто, я сам полюбил музыку. Причем запрещенную в те времена, достать, а тем более купить запись было невозможно. Приходилось втихаря слушать подпольные радиостанции, «Голос Америки» например.
- А сегодня дома вы по-прежнему слушаете ту же «запрещенную музыку», или предпочтения со временем изменились?
- Сейчас я дома не слушаю ничего, по приезду с гастролей хочется тишины и покоя насколько это возможно с детьми. У меня двое: дочке четыре годика и младшему мальчику пять месяцев, и шума достаточно. Правда, с дочкой мы дуэтом поем детские песни. А когда еду в автомобиле, то все зависит от моего настроения; сейчас хочется рок послушать, а через несколько минут джаз, но в основном люблю спокойную музыку.
- Продолжим тему дети. Какие, на ваш взгляд, жизненные ценности, необходимо им передать?
- По моему мнению, самое главное это привить любовь к родине. Причем это не клише, я считаю очень важным, чтоб дети не распылялись, а искренне любили родину, как мать свою. И конечно любовь к родителям, насколько это возможно сделать. Когда дети вырастают, расходятся в разные стороны и погружаются в свои дела, хочется продолжать ощущать связь с ними.
- Начали вы выступать довольно рано - ваша группа стала второй на смотре школьных ансамблей города Москвы. Вспомните, какие впечатления произвел на вас этот первый успех…
- Не знаю, насколько наш ансамбль можно было называть школьным… И ансамбль, хотя так раньше называли, кто имел хоть какую-то аппаратуру, для выхода на стену. Но столь ответственные смотры были, и на уровне города Москва, тоже. Ощущения – гордость, больше ничего назвать не могу.
- Сами по натуре оторва или паинька?
- Оторва – это звучит как оскорбление. Хотя я и не паинька, но и хулиганом меня не назовешь, что-то среднее.
- Артур, как выпускника Гнесинки, вас можно поздравить с 115-летнем юбилеем вашего вуза. Возраст солидный. А вы, на каком из направлений вокала учились – академическом или народном?
- Спасибо за поздравления, я учился на академическом отделении. Если я обучался на народном, к этому времени оказался уже в сумасшедшем доме. У нас в Гнесинке «Народники», во всяком случае, все кто учился со мной в одном потоке, были весьма необычные люди, хотя и все очень талантливые.
- В Гнесинке в совершенстве овладели игре на гитаре и фортепиано. А при каких обстоятельствах и почему вы стали играть на саксофоне.
- Во времена моей учебы, фортепьяно было вторым инструментом у всех, его необходимо было сдавать обязательно. Но среди духовиков у меня было много знакомых, и был просто великолепный педагог с фамилией Катценельсон. В то время я и взял тенор-саксофон параллельным инструментом, он меня сильно заинтересовал. Мой друг Сергей Мазаев то же хорошо играет на саксофоне и подсказал большое количество хороших упражнений.
- Вы с Сергеем коллеги по «Автографу», если я не ошибаюсь.
- Да, и я сразу начал у него учится по приходу в «Автограф»
- В программу «Арии» не желаете включить пару саксофонных соло?
- У меня нет саксофона, а без него это сделать довольно сложно, а так с удовольствием включил бы в программу. Конечно, его можно приобрести, но хороший инструмент стоит не дешево, а денег у меня нет. К сожалению, я не так много зарабатываю – и это правда.
- Неужели кризис так сильно повлиял на российских музыкантов? Хороший инструмент не дешев, но все же…
- Нет, здесь виноват не кризис, если по-настоящему играть на каком ни будь инструменте, то он должен быть хорошим. И материал, из которого его сделали тоже, тогда он будет звучать по-настоящему отлично, а все этот очень, очень дорого.
- Ваша профессиональна карьера постоянно переплеталась с «Арией» и с ее бывшими участниками. В восемьдесят первом вы пришли на смену Дубина в коллективе «Волшебные сумерки», «Автограф» довольно плотно работал с Маргаритой Пушкиной, вы сами работали с Аликом Грановским, который откололся от «Арии», записывали альбом с Сергеем Мавриным. И вот в 2002 году вы меняете Валерия Кипелова и становитесь солистом «Арии». Вы рассматриваете это как некий «фатум», успех творческого союза старых друзей или личное достижение поставленной перед собой цели?
- Если честно не задумывался над этим. Валерий Кипелов довольно долго уходил из группы, если быть точнее он уходил, возвращался назад, снова уходил. И мой приход в группу не стал неожиданностью для ее участников, и сразу приступили к репетициям программ. Знаете, обычно бывает необходимо вжиться, впеться, а здесь все прошло естественно. Тем более мы все достаточно близкие друзья, и проблем не возникло. И с публикой прошло все так же, потому что она чувствует это, если человек ощущает себя на сцене неловко, а в нашем случае притирки не происходило.