«"Проклятие морей" сняли в Балаклаве»: гитарист группы «Ария» — о новом альбоме, Монеточке и Урганте

Группа «Ария» представит в Ростове-на-Дону новый альбом «Проклятье морей»: концерт пройдет 30 марта в КСК «Экспресс». Релиз 13-го альбома хеви-металлистов состоялся в прошлом ноябре. Гитарист «Арии» Сергей Попов рассказал 161.RU о новом альбоме, отношении к современным фестивалям и способах продвижения рок-музыкантов.

— Ваш последний альбом «Проклятье морей» длится больше 70 минут — это рекорд для группы. По какому принципу в этот раз отбирались песни?

— По длительности треки специально не выбирали — так получилось. Критерий стандартный: автор приносит наработки, и все вместе мы решаем, беремся за песню или нет. У каждого из нас в закромах есть заготовки, которые порой годами ждут своего часа. Идее лет 15, а воплощение она получает только сейчас — так тоже бывает.

— Альбом 13-й по счету, и, наверное, только ленивый не спросил у вас о суевериях. Мне же интересно, появилась ли за эти годы творчества отлаженная система работы над релизами?

— К сожалению, нет. Дело в том, что альбом — это работа не только пятерых музыкантов. Часто музыка, аранжировки готовы к записи, а тексты — нет. На последних записях как раз так происходило. Никакие лайфхаки, увы, не работают. И да — мы совсем не суеверные (Смеется.).

— «Ария» — одна из немногих отечественных групп, которые за столько лет не изменили своему стилю. На ваш взгляд, что привлекает внимание аудитории, особенно молодую публику?

— Честно говоря, для нас это загадка — почему молодое поколение всё активнее интересуется нашей музыкой. Сейчас совершенно другое информационное пространство и столько всего вокруг, поэтому удивительно наблюдать на концертах парней и девушек 15—17 лет. Удивительно и приятно.

Мы всегда делаем то, что умеем и любим. И каждый новый альбом отличается от предыдущего своим настроением. Особенно хорошо это чувствуется в процессе записи. Мне кажется, мы потихонечку, но стабильно идем вперед.

— На обложке альбома «Проклятье морей» вы предстали в довольно воинственном образе. Кто придумал концепцию?

— Оформлением альбома занимался белорусский художник и дизайнер Эд Юницкий. А фотографии были сделаны в районе Балаклавы во время гастролей. Там выделили день для фотосессии. Позже снимки обработали и использовали для альбома. Так что специальной съемки для этого релиза не было, взяли уже существующие фото.

— Пару лет назад вы выступали в Ростове с симфоническим оркестром в рамках всероссийского тура. Какой опыт принесла эта коллаборация?

— Работать с профессиональными музыкантами — огромное удовольствие. По сравнению с ними мы более самодеятельные. Я получил незабываемые впечатления: играешь, а вокруг тебя музыка — вроде бы такая знакомая, но в оркестровых аранжировках она звучит абсолютно по-новому. Песни буквально заново открываешь для себя.

— Были встречи с мировыми музыкантами, которые для вас стали знаковыми?

— Пожалуй, нет. По крайней мере, у меня таких встреч, чтоб прямо в душу запали, не было. Возможно, у других участников группы найдутся. Как правило, даже если мы работаем с именитыми артистами — с Deep Purple например, либо совсем не общаемся с этими музыкантами, либо поверхностно. Иногда можем только сфотографироваться.

Все думают, что если мы играем с другими группами на одной сцене, значит, мы друзья и круглосуточно вместе. Это миф. На самом деле всё не так. У каждого своя гримерка, свое расписание, и мы иногда даже не пересекаемся.

— Чего не стоит делать поклоннику «Арии» при общении с группой?

— Любому человеку не нравится навязчивость. Музыканту — в частности. Когда человек слишком настойчиво хочет с тобой пообщаться, это не всегда приятно и уместно. Всегда нужно уважать личное пространство друг друга. Иногда фанаты позволяют себе чуть больше, но мы стараемся с пониманием к этому относиться, не напрягаемся.

— Как раньше «доставали» западную музыку? Это ведь непросто было.

— В силу возраста (Сергею 59 лет. — Прим. ред.) я помню некоторые трудности. Да, тогда не было интернета, не было мобильных телефонов, и информация собиралась по крупинкам. Поймать по радио «Голос Америки» или какие-то музыкальные передачи было целым событием. Людей, которые по работе, например ездили за границу, мы просили привозить пластинки.

А еще иностранцы приезжали: мы их ловили около гостиниц и покупали винил вместе с другими дефицитными товарами — жвачками и джинсами. Музыку потом перезаписывали с пластинки на пластинку, и после таких 3—4 манипуляций качество звука, конечно, сильно ухудшалось.

Желанными были и западные музыкальные инструменты. В советское время было круто иметь в арсенале американскую гитару. Вопрос был не только в высокой цене — их было крайне трудно достать.

— Недавно вы впервые приняли участие в программе «Вечерний Ургант» как музыкальные гости. Какие впечатления остались после съемок?

— Всё было очень слаженно: нам назначили время, мы приехали и сразу начали саундчек. Зрителю кажется, что Иван Ургант на протяжении всего шоу сидит на своем месте. На самом деле мы записывались без него. После проверки звука начали съемку, и мы все сыграли с первого дубля. Провели на съемочной площадке полдня, но саму песню (группа сыграла трек с нового альбома «Гонка за славой». — Прим. ред.) записали быстро.

Мы использовали местную аппаратуру, а потом звукорежиссер свел полную музыкальную картинку. Там работают опытные люди, они много лет этим занимаются, поэтому нам оставалось только играть.

— Пару дней назад вы анонсировали старт нового проекта на платформе Planeta.ru. Как в целом относитесь к краудфандингу?

— Мы подумали и решили, что в этом случае будет уместно запустить сбор средств. Это все-таки не выпуск альбома: к альбому мы бы не стали никого привлекать. Это будет концертное видео, и мы, открыв проект на «Планете», одновременно мониторим, насколько материал будет интересен нашим слушателям и готовы ли они «вписаться» за него.

Предстоящий концерт, который мы хотим записать, очень масштабный и затратный — 30 апреля мы выступим на московском стадионе «ВТБ Арена» (вместимость — до 33 тысяч человек. — Прим. ред.). Дополнительная финансовая помощь нам, так скажем, не повредит.

— Как меняются российские рок-фестивали в целом?

— Изменения есть и в хорошую сторону, и в плохую. С одной стороны — играем дома, удобная логистика, площадки технически отлично оснащены. В организационном смысле фестивали заметно выросли.

С другой стороны, так называемые фестивали зачастую имеют спорный состав исполнителей, которых с трудом можно отнести к рок-музыке. На крупных западных фестивалях выступают группы одного калибра, а у нас может быть всё — от попсы до треш-метала. Понятно, что организаторы хотят объять необъятное и привлечь больше зрителей, нивелируя это названием — рок-фестиваль.

По моим ощущениям, с советских времен еще тянется этот образ кабака — когда автор хотел, чтобы песню исполняли за столом в ресторане. Уровень индустрии как тогда был гораздо ниже западного, так и сейчас.

— Что нужно сделать, чтобы рок вновь стал самой востребованной музыкой?

— Времена меняются, и сейчас умами молодежи завладел хип-хоп. Это довольно доступный для восприятия стиль, поэтому охват аудитории широкий. Тем более каждый человек, не являясь музыкантом, может скачать пару компьютерных программ, чтобы начать писать треки. И петь ничего не надо — наговорил что-то, и вот ты вроде бы уже музыкант. Другое дело — хеви-метал, где нужно прилично владеть инструментом.

Рокеры делают свое дело. А вот то, что нет медиа- и концертных площадок — плохо в первую очередь для молодых музыкантов. Это вопрос к вам, представителям медиаресурсов. Чем больше творчество рокеров будет освещаться, тем выше будет интерес. Нас же и по радио практически не крутят, не говоря уже о телевидении.

Конечно, есть пример Монеточки, которая продвигалась в Сети. Я слышал о ней, но не знаю, что это за музыка. Монеточка — одно из исключений, но не тенденция. Должны быть механизмы продвижения. Раньше была передача «Алло, мы ищем таланты» — что-то похожее стоит организовать и для начинающих рокеров. То, что называется шоу-бизнесом, должно работать комплексно. Отдельные «выстрелы» считать не стоит.

«

© 2019 Информационный сайт «Рок-группа Ария» | Дизайн и контент: WebArtisan.ru