Первый сольный концерт Артура Беркута

Первый концерт Артура Берута, на котором он выступил сольно, прошел 5 марта 2010 года в клубе «Кронверк», который расположен на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.

Предисловие

Являясь большим фанатом Артура Беркута, и даже не столько его прекрасного творчества, сколько отечественной группы «Автограф, не могу судить абсолютно непредвзято. В то же время я отлично понимаю все сильные и слабые стороны и Артура как певца, так и той музыки, которую он исполнял раньше в разнообразных проектах, и той которую сейчас исполняет. Необходимо сказать, что своим творчеством Беркут не ограничивается группой «Ария», как, наверное, считают, многие его молодые поклонники и слушатели. На своем прошедшем концерте, в формате творческого вечера, Беркут постарался донести и показать своим фанатам различные стороны своей карьеры музыканта. У него это, конечно, получилось.

Нужно сказать, что концерты, подобные этому, для музыкантов, которые всю жизнь провели в коллективах – достаточно редки. Ведь никого бы из нас не удивило сольное выступление таких музыкантов как, Борис Гребенщиков или Юрий Шевчук, или, например, бардов. А сольное выступление Артура Беркута является поводом уважать музыканта, хотя бы за то, что он набрался храбрости для его проведения.

О пользе подобных концертов

Мы с ранних лет привыкли видеть музыкантов, за так называемой завесой, за рубежом охраны, что иной раз создает впечатление воспроизводимой на сцене видеозаписи или отлично разыгранного «кукольного шоу». Недаром, лет так примерно 20 назад, концертную сцену подсвечивали тусклыми разноцветными фонарями, чтобы дополнительно создать у выступления тайную атмосферу. Если просмотреть видеозаписи тех лет, то вряд ли удастся рассмотреть лица музыкантов. Музыку, со всеми ее нюансами мы можем слушать и дома, на высококачественных акустических системах, которые имеются у каждого меломана. Мое мнение такое, что концерты, проходящие в форме творческой встречи, просто необходимы, ведь от этого «загадка» музыки не исчезает, а наоборот, становится еще таинственнее.

О концерте

Концерт был назначен в преддверии выходных, посвященных 8 марта, в ночном клубе «Кронверк» - маленьком и уютном зале, устроенном в одноименном паруснике на Неве, рядом с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга. «Камерность» клуба и его небольшие размеры располагали к непринужденному общению. Чтобы в зале не было толкучки – было собрано только около полусотни поклонников.

Артур Беркут пел и играл на акустике больше двух часов. За время концерта он исполнил 26 песен, а также спел хором с публикой, отвечал на записки из зала. Артур играет на гитаре хорошо, а вот его вокал выше всяческих похвал. Я прочитал множество форумов и сайтов в Интернете, где встречал мнения, что Беркут, якобы поет в «Арии» без души, просто отрабатывает свои деньги. Именно по этой причине его не приняли фанаты Валерия Кипелова. В некоторой степени я с ними согласен, но стоит учитывать тот факт, что именно Беркут пришел в группу на место Кипелова, а не наоборот. Хотелось бы посмотреть, как Кипелов спел бы с группой «Автограф». Все-таки новые песни Артур поет достаточно хорошо и, если сначала к нему было некоторое недоверие, то позже поклонники «Арии» его приняли. Вообще можно сказать, что песни группы «Ария» не особо отличаются своим разнообразием, но в этом стиле, вокалист, вместе с другими членами группы, вряд ли бы смогли что-нибудь изменить в один момент.

Перед тем, как идти на концерт, я немного опасался, что Беркут будет вести себя по-мальчишески несерьезно, как, например, в телевизионном проекте «Синий диван». Беркут дурачился, прикалывался во время беседы больше часа, видимо рассчитывая на аудиторию из малолетних подростков. Но опасался я зря. На концерте Артур вел себя достаточно серьезно, но в то же время открыто, беседовал с публикой на равных, как со старыми, добрыми друзьями.

Первой прозвучавшей композицией была песня «Там высоко» из альбома «Колизей» группы Ария. Это была своеобразная проба звука. Беркут признался присутствующим, что выступает сольно впервые, и не знает, хорошо ли получится. Во время исполнения вступительной песни звук оказался достаточно громким для такого небольшого и тесного зала. Мне показалось, что в этом помещении Беркут мог быт обойтись без всякого звукоусиления. Кстати, потом Беркут стал петь немного тише, и его стало четче и лучше слышно. Затем он исполнил две достаточно лирические баллады периода «Автографа» - «Облака» и «Странник». Обе были исполнены впервые только в 2005 году на юбилейных концертах, а последняя композиция не вошла в официальные альбомы. Далее в исполнении Артура прозвучали песни периода ZOOOM — «Lies» и «I was born». Я, конечно же, слушал группу ZOOOM и раньше, но признаться, проект не впечатляет. От этих песен веет тоской, а тексты достаточно примитивны. Игра музыканта на гитаре тоже представляет собой не высший класс, да и запись плоская и неинтересная.

Однако, не смотря на это, на концерте эти песни показались не такими унылыми. Несмотря на то, что русскоязычный акцент у Артура чувствуется, видно, что ему доставляет удовольствие иногда петь на английском. После этих композиций, от поклонников пошли записки. Первая же из них пришла с вопросом: «Как вам работалось и жилось в Америке?». На что Беркут ответил, что они сами не знают, зачем приехали в Штаты, но был пятилетний контракт, который необходимо было отрабатывать. После возвращения из США Беркут спел вместе с Сергеем Маврином в 1998 (альбом «Скиталец»), и это было совершенно другой музыкой. Она была сильная, жизнеутверждающая. Затем был сыгран первый куплет и припев прекраснейшей композиции «Странник».

На протяжении всего концерта чередовались песни из «Автографа», «Арии», «ZOOM», а также просто хорошие, иногда шуточные песни, которые зал пел хором. Беркут опасался, что его поклонникам будет скучно или они уснут, он даже спросил об этом несколько раз, но никто и не думал о том, чтобы заскучать, энергетика была восхитительна. Песни «Автографа» знали немногие, так как большинство зрителей были юного возраста, но к чести Артура, он их исполнял с былой любовью и эмоциональностью. То, что он «не халтурил», выдавал его слегка хриплый голос при ответах на вопросы поклонников из зала.

Следующей композицией прозвучала «Свет былой любви» с последнего альбома арийцев «Армагеддон», а потом «Старое письмо». Данная композиция была написана в 1983 году и ранее не известна публике. Это своего рода «неформат» для «Автографа». В связи с этим она не была включена ни в альбомы, ни в концерты группы. Песня повествует о чувствах людей и их размышлениях о жизни, и скорее всего она была бы не актуальной для «социального рока», который исполняла «Автограф».

Затем музыкант спел «Таке you by the hand» и «That’s life» творчества ZOOOM. К этому моменту у Артура накопилось множество записок, и он стал отвечать на вопросы. Много вопросов было о Валерии Кипелове, а также про их отношения с Беркутом, о желании петь вместе. Ну, какой же смысл спрашивать про это, кто же скажет плохо про своего творческого коллегу! На вопрос, с кем бы он хотел спеть, Артур ответил: «С Motley Crue, вот это сила»! Нет, все таки тяготеет он к жесткому Hard and Heavy с элементами разнузданности. Ну, не мне его судить. Кстати, музыкант поведал, что в конце лета группа «Ария» совместно с Motley Crue выступит на международном рок-фестивале «Sonicsphere», который пройдет в Финляндии. Там же выступят HIM, Iron Maiden, Alice Cooper и другие. Мечты сбываются! Затем прозвучала композиция из репертуара Slade – которая была ответом на вопрос, кого он считает своим наставником, а также блюзовая композиция «Выпьем еще» с альбома Маврина и Кипелова «Смутное время». Артур исполнил эту песню потешно, поклонники пританцовывали и раскачивались в такт. Дальше снова все было по-взрослому – красивые и лирические баллады «Вчерашний день» и «Колокол» из творчества «Автографа». По словам Беркута, музыка для «Колокола» является его рук делом. Молодец! Затем прозвучал «Беспечный ангел», всем известный хит с арийского сборника «Штиль». Опять можно сравнивать исполнение Кипелова и Беркута, лично я впервые услышал эту песню в исполнения Валерия.

После исполненной песни из репертуара хард-рок группы Siberia на английском языке, с которой Беркут совместно работал два года в Америке, он снова вернулся к репертуару группы «Автограф», исполнив композицию «Головокружение». «Это чтобы вы немного встряхнулись!» - крикнул Артур. У нас и в мыслях не было спать! Затем были исполнены шуточная песня из репертуара группы «Урфин Джюс» (по всей видимости, для разрядки), арийский хит «Осколок льда», и опять пошли ответы на записки. Народ спрашивал про предстоящее летнее нашествие, на что Артур ответил с некоторой досадой в голосе, что создатели фестиваля считают «Арию» неформальной группой и дают выступать только на малой сцене, с чем музыканты, конечно, в корне не согласны. Также зрители задавали вопросы по поводу будущего группы «Автограф», на что последовал ответ, принадлежности группы Александру Ситковецкому. Мне показалось, что Артур немного в обиде на лидера группы, который по его словам «бизнесмен прежде всего»... На вопрос про стиль «прогрессив-рок» Беркут ответил, что это направление уже исчерпало себя. Необходимо сказать, что в своем приветствии к залу музыкант сам назвал две очень уважаемые в этом жанре музыкальные команды: «Всё уже было сыграно до нас, были Genesis, Yes...». «Ого, вот это начало, – подумал я, – наш человек»!

Музыкальный концерт подходил к своему завершению, и Артур предложил зрителям спеть хором арийский хит «Без тебя». Публика, конечно же, с радостью согласилась. Затем последовало исполнение двух шуточных песен, которые, по словам Беркута, были написаны для кое-каких панков. Народ вставал с мест и пританцовывал. Затем спели все вместе «Бременских музыкантов», и началось веселье. В записках часто встречались просьбы исполнить ту или иную композицию, на что Артур Беркут немного виновато отвечал, что на гитаре ее сыграть невозможно, потому что мелодия была написана для клавишных инструментов, или «это нужно петь с Валерой Кипеловым».

Под самый конец музыкант исполнил «Lonely world» из репертуара Siberia, и всем залом спели «Потерянный рай». В своей записке я задал вопрос, не хочет ли Ария внести разнообразие в свой стиль: например, включить в состав клавишника. На что Беркут ответил отрицательно, хотя он не против клавиш, и в некоторых композициях группы они присутствуют, но у них нет предпосылок включать в свой состав постоянного клавшника.

В конце вечера, после того, как Беркут поставил свою гитару и вытер пот со лба, к нему рванула толпа преданных фанатов взять автограф и сделать совместное фото. Он никому не отказал, приветливо выполнил все просьбы. Я пожалел, что, собираясь в спешке на концерт Артура, не взял свой DVD диск «Автограф. 25 лет спустя», на котором Беркут мог бы расписаться.

На этом встреча с Артуром Беркутом закончилась, и мы сошли с «Кронверка» на берег. Вся акватория Невы, дворцы, мосты и шпили красивейших зданий освещались разнообразными огнями. Мы погрузились в машину, включили сборник Артура Беркута «Редкие записи» и поехали по улицам Санкт-Петербурга, в который раз убеждаясь, что жить необходимо именно в нашей стране.

© 2024 Информационный сайт «Рок-группа Ария» | Дизайн и контент: WebArtisan.ru