«Ария» в Петербурге. Интервью с Виталием Дубининым — о новом альбоме и кроссовер-проектах

Первые симфонические металлисты России

«Ария» — без преувеличения, самый старый и заслуженный heavy metal-проект в стране. Группу основали в начале восьмидесятых тогда еще студенты МЭИ Владимир Холстинин и Виталий Дубинин. С тех пор прошло несколько десятков лет, коллектив сменил нескольких сильных вокалистов, а вокруг группы даже образовался некий «архипелаг» пост- и околоарийских коллективов: «Кипелов», «Артур Беркут», «Маврин» и другие.

Три года назад, в 2015 году, «Ария» праздновала своё 30-летие. Отметить столь серьёзный юбилей музыканты решили не простым концертом или туром, а новым проектом. «Классическая Ария» — симбиоз тяжелых «арийских» композиций и симфонического оркестра. Идея так понравилась слушателям, что музыканты решили дать концертный тур по стране именно с этим проектом. И одного «круга» в 2017 году поклонникам оказалось мало — пришлось повторять в 2018.

Концерт, состоявшийся в Петербурге 31 марта, стал одним из трех последних шоу в этой «симфонической эпопее». Один из создателей группы и автор музыки к доброй половине песен «Арии», бас-гитарист Виталий Дубинин пообщался с журналистами 78.ru. Музыкант вспомнил, что именно старейший рок-коллектив страны и был «первопроходцем» в этом жанре.

— Идея появилась в 2001 году, — рассказал Виталий. — Мы сыграли на фестивале «Нашествие». Тогда, действительно, мы были первыми.

17 лет назад «арийцы» вышли на сцену с симфоническим оркестром «Глобалис» — тем самым оркестром, который радовал петербуржцев в прошедшую субботу. Музыканты «Глобалиса» принимали участие во множестве проектов рок- и поп-музыкантов. Оркестр украсил своей музыкой записи и концерты Земфиры, группы «5’nizza», «Аквариума» и Бориса Гребенщикова, групп Catharsis, «Чайф» и многих других.

— Препятствий тогда, мне казалось, было очень много, — вспоминает бас-гитарист. — Мы никогда не играли с оркестром, не знали, как сделать для него партитуры наших песен. Но выяснилось, что всё не так страшно. В оркестре играют люди с академическим образованием, все — суперпрофессионалы. Это касается и аранжировщиков, и самих музыкантов. Поэтому, на самом деле, все оказалось достаточно просто. Нам сделали аранжировки — конечно, под нашим контролем, потом у нас было буквально две репетиции, и затем мы уже сыграли на «Нашествии».

По тому же сценарию, рассказал музыкант, происходят выступления и сейчас. В каждом городе «Арию» ждёт свой оркестр, с которым участники группы проводят одну-две репетиции — и тут же выходят на сцену.

В 2018 году музыканты посетили с «симфоническим» проектом уже 12 городов, ещё два — Москва и Воронеж — на очереди. После завершения тура группа планирует закрыть проект.

— Но, как говорится, никогда не говори никогда — может быть, через какое-то время мы сыграем снова. Во всяком случае, сейчас у нас есть четкое понимание, что надо остановиться, — поделился Виталий Дубинин.

Жорик со скрипкой, нерядовые концерты и грядущий альбом

Популярность «Классической Арии», по словам Дубинина, удивила самих музыкантов. Однако интерес к подобным симбиозам наблюдается сегодня везде.

— Во всём мире сейчас популярен жанр кроссовер — когда соединяются, казалось бы, несоединимые жанры. И это находит живой отклик в сердцах слушателей, — рассказал музыкант.

После выступления с симфоническим оркестром в 2001 году, вспомнил басист, поклонники группы не раз интересовались, когда подобный концерт состоится вновь. Однако у музыкантов, по словам Виталия, не было достойного предлога.

— Устраивать рядовой концерт с оркестром не хотелось, — рассказал Дубинин. — Но наступило 30-летие группы, и мы подумали, что это отличный повод возродить данный проект.

На сцене в СК «Юбилейный» 31 марта зрители могли увидеть единственного рисованного участника группы — химеру Жорика со скрипкой в руках. Его нарисовал давным-давно художник Лео Хао (Алексей Шамровский), и с тех пор, с 2001 года симпатичная химера присутствует на всех релизах «Арии». Жорик был и гладиатором в Колизее, и байкером, и гитаристом. А сейчас, в честь «симфонического проекта», взял в руки скрипку.

Одну из песен — сверхпопулярную балладу «Потерянный рай» — нынешний вокалист группы Михаил Житняков посвятил трагедии в Кемерове. Зрители откликнулись на призыв солиста и наполнили зал «Юбилейного» огоньками фонариков.

После питерского концерта у «Классической Арии» ожидается трехнедельный лаг, а затем — концерты в Москве и Воронеже. Впрочем, в это время музыканты не собираются отдыхать. В середине апреля «арийцы» отыграют концерт в рамках тура «Для слабых места нет». А к осени и вовсе обещают выпустить новый альбом.

Новая пластинка — нерядовое событие в жизни группы. Всего за свою историю «Ария» выпустила 12 студийных альбомов. Последний из них — «Через все времена» — был издан довольно давно, четыре года назад. Но Виталий Дубинин поделился радостной новостью: совсем скоро выйдет новый альбом. Половина работы по его созданию, по словам музыканта, уже проделана.

— Мы работаем над новым альбомом, планируем выпустить его этой осенью. Уже записали весь инструментал и сейчас находимся в стадии записи вокала, — рассказал Виталий. — Как только мы закончим вокал, отдаём сводить альбом. Мы поставили себе задачу — выпустить его в ноябре.

Ульф Ваденбрандт: новый участник «Арии», шведский барабанщик и дирижер

Ульф Ваденбрандт — длинноволосый швед стал новым, шестым участником группы «Ария» в рамках «симфонического проекта». Это человек, взявший на себя роль связующего звена между заслуженными металлистами и музыкантами оркестра. Ульф — дирижер, для которого нет никаких рамок в музыкальном мире.

На родине Ваденбрандт руководит собственным Шведским симфоническим оркестром, участники которого с удовольствием играют не только классические музыкальные произведения, но и саундтреки к «Звездным войнам», «Крестному отцу» и другим культовым фильмам, а также популярные композиции в симфонической обработке.

Сам же Ваденбрандт — удивительно многогранный музыкант. Бесконечно позитивный швед родился в семье барабанщиков: и его отец, и брат являются «мастерами палочек». Не удивительно, что и Ульф с 12 лет «пристрастился» к барабанной установке и даже, по его признанию журналистам, уже в подростковом возрасте собрал свою группу, выступал на праздниках и зарабатывал деньги.

Уже будучи сложившимся рок-музыкантом, Ваденбрандт стал брать уроки дирижирования, а после и вовсе выучился на профессионального дирижера. Но классическая музыка в его жизни не вытеснила интереса к другим жанрам. Ульф — признанный мастер кроссовера, того самого симбиоза разных жанров, ярким примером которого является материал «Классической Арии».

Шведский дирижер с успехом сочетает специфическое прочтение симфонического оркестра не только с металлом и другими видами тяжелой музыки, но и с популярной музыкой, и даже с рэпом. С «Арией» Ульф сотрудничает с 2015 года, с тех пор, когда возродился кроссовер-проект «отцов русского металла». И музыканты, и сам дирижер очень довольны совместной работой.

— Ульфа нам посоветовала наша пресс-атташе, она же параллельно была и фотографом, — рассказал Виталий Дубинин в интервью 78.ru. — Увидела она его на московском филармоническом концерте. Сказала, что это замечательный человек, такой энергичный, длинноволосый, и он отлично вписался бы в наш проект с оркестром.

Но участники «Арии» — не первые российские музыканты, с которыми сотрудничает Ваденбрандт. До этого он, к примеру, руководил оркестром на концертах Дмитрия Маликова.

Помимо бесконечной многогранности и собственно профессионализма, у шведского дирижера есть и другой неоспоримый плюс — неисчерпаемый позитивный настрой. Ульф на сцене — это всегда сгусток энергии и восторга, способный заражать своим настроем всех вокруг.

— Когда мы встретились, оказалось, что это очень позитивный человек, очень простой, — вспоминает бас-гитарист «Арии». — Он совершенно замечательно вписался в наш коллектив.

По словам Виталия Дубинина, от такого популярного и востребованного музыканта, как Ульф, можно было ожидать непомерные запросы и пафосный характер, но «арийский» швед совсем не таков. У Ваденбрандта нет каких-то особых требований, зато своё дело он выполняет как настоящий профессионал.

Именно Ульф вышел к зрителям первым на концерте в «Юбилейном» 31 марта. Под его руководством симфонический оркестр «Глобалис» сыграл мелодичное попурри из самых известных и любимых фанатами композиций «Арии». Сам Ваденбрандт, в кожаных брюках, черной футболке и с длинными распущенными волосами, ничуть не напоминал «классического дирижера». Но дело свое гость из Швеции знает отлично, а главное — сам отрывается на сцене ничуть не меньше, чем поклонники «Арии» в зале.

«Ария» в Петербурге. Интервью с Виталием Дубининым — о новом альбоме и кроссовер-проектах

© 2019 Информационный сайт «Рок-группа Ария» | Дизайн и контент: WebArtisan.ru